Исследовательский проект к Дню Победы: «Семейная история и Великая Отечественная война»

Исследовательский проект к Дню Победы для школьников: сохраняем семейные рассказы об участниках Великой Отечественной войны и родственниках
Исследовательский проект к Дню Победы: «Семейная история и Великая Отечественная война»

Исследовательский проект к Дню Победы: «Семейная история и Великая Отечественная война». Автор Новожилова Ю.А., генеалог

Страница 1, Страница 2, Страница 3.

Цель проекта: познакомить детей с историей семьи в период Великой Отечественной войны.

Источники информации: в работе над проектом помогут рассказы родственников, личные документы (справки, свидетельства, военный билет, письма, фотографии) родственников из семейного архива, онлайн базы данных, архивы и ведомственные учреждения, краеведческие источники, книги исследователей.

Исследовательская работа рассчитана на детей школьного возраста. Чем старше ученик, тем больше он сможет сделать самостоятельно. Родители могут принимать участие, помогая собрать информацию структурировать ее. Возможно, потребуется помощь родителей при обращении к онлайн базам данных и запросах в архив.

Последовательность работы над проектом пошагово.

Шаг 1. Разговор с родственниками

Сейчас многие знают про акцию «Бессмертный полк», который регулярно проходит в День Победы. Поэтому во многих семьях уже есть портреты участников Великой Отечественной войны и рассказы о них. И интерес ребенка к истории жизни участниках ВОв не вызовет вопросов или непонимания со стороны родственников.

Всё меньше остается тех, кто видел своими глазами эти события. Всё меньше тех, кто может что-то рассказать. Потому так важно взять интервью у родственников именно сейчас, не дожидаясь «специального момента».

Шаг 2. Запись рассказа. Исследовательский проект к Дню Победы

Про основы интервью с родственниками подробно описано в статье: https://yulianovozhilova.ru/intervyu-rod/

2.1. Ученик записывает полученные сведения об участнике Великой Отечественной войны в таблицу:

ФИО участника ВОв, степень родства по отношению к ученику (так ребенку будет понятнее, кто же этот человек). 
Годы жизни. Место рождения и место смерти. 
Когда и откуда призван на фронт. 
Звание, род войск. 
Где служил – название подразделения, военно-полевая почта. 
В каких боях, в каком регионе участвовал. 
Награды. 
Ранения. 
В каком году демобилизован и вернулся домой. 
В каких боевых действиях принимал участие после Великой Отечественной войны. 

Можно дополнить таблицу своими вопросами и сведениями из рассказов.

2.2. Информация о тружениках тыла

Сведения о тружениках тыла тоже обязательно должны быть сохранены. Ведь не только на фронте ковали победу. Женщины, оставшиеся дома с детьми, работали в колхозах и на заводах, воспитывали детей, преодолевали немало трудностей. Их жизнь тоже является примером невероятного мужества.

ФИО родственника, степень родства по отношению к ученику. 
Годы жизни, место рождения и место смерти. 
Где проживал во время Великой Отечественной войны. Если был эвакуирован, переезжал, то куда и по каким причинам. 
Место работы. Наличие брони у военнообязанных. Профессия или род занятий. 
Нахождение на оккупированной территории. 

Можно дополнить таблицу своими вопросами и сведениями из рассказов.

Родственники участники Великой отечественной войны. Личные вещи и документы. Исследовательский проект к Дню Победы: «Семейная история и Великая Отечественная война»
Исследовательский проект к Дню Победы: «Семейная история и Великая Отечественная война»

2.3. Остарбайтеры

Воспоминания о тех, кто был угнан на принудительные работы, кто был в плену, тоже должны быть сохранены в семейной истории.

ФИО родственника, степень родства по отношению к ученику. 
Годы жизни, место рождения и место смерти. 
Где проживал во время Великой Отечественной войны. 
В каком году и где находился в оккупации 
В каком году и куда был интернирован (угнан на принудительные работы или выселен) 
Где жили, кто был из знакомых, чем занимались. Любые подробности про быт, про работу. 
Когда и как были освобождены. 
Как и куда возвращались на родину 
Получали ли справки о нахождении на принудительных работах и когда. Получали на надбавку к пенсии (эта информация важна, потому что в перспективе можно получить копии документов из пенсионного дела) 

Можно дополнить таблицу своими вопросами и сведениями из рассказов.

2.4. Дети военного времени. Исследовательский проект к Дню Победы

Сведения про бабушек и дедушек, которые были совсем маленькими во время войны. Многие из них совсем не помнят своих отцов, погибших на фронте. Кто-то ничего не помнит и о войне, потому что был совсем маленьким. Но они могут помнить рассказы старших братьев и сестер, родителей. Эти истории нужно записать, добавить фотографии детей военного времени (если есть). Ведь сейчас этим детям уже больше 75 лет. И они одни из последних живых источников сведений о том времени.

Если живы несколько братьев и сестер, то желательно опросить каждого и сопоставить их истории. Часто бывает, что воспоминания искажаются. А сравнение рассказов об одном и том же событии позволит составить более полную картину.

Вопросы, которые нужно задать и вписать ответы в таблицу:

ФИО родственника, степень родства по отношению к ученику (так ребенку будет понятнее, кто же этот человек). 
Год и место рождения 
Где проживал на момент Великой Отечественной войны. Как поняли, что началась война? 
Кто из родственников был призван на фронт 
Где работали родители или члены семьи во время войны 
Была ли оккупация в населенном пункте. Были ли в населенном пункте немецкие или советские солдаты. 
Были ли бои в окрестностях населённого пункта. Видели ли эти бои. Где прятались во время авианалетов (если они были). 
Было ли в районе партизанское движение. Чем они занимались? Кто из родственников знал партизан и как к ним относились? 
Как происходило освобождение населенного пункта, если была оккупация? 
Что ели во время войны. Какие растения выращивали в огороде, держали ли животных. 
Возвращались ли в деревню фронтовики? Как их встречали? Что они рассказывали? 
Кто из родственников не вернулся с фронта? Как узнавали об их судьбе? Что говорили взрослые про не вернувшихся родственников? 

Можно дополнить таблицу своими вопросами и сведениями из рассказов.

Продолжение: Страница 1, Страница 2, Страница 3.

https://yulianovozhilova.ru/
https://yulianovozhilova.ru/

Вам будут интересны другие статьи о составлении родословной:

Как найти человека. Ныне живущие родственники

Что узнать о предках по фамилии

Три полезных сервиса myheritage для фото

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: