Привычные записи в метрических книгах части первой о рождении содержат информацию о проведенном таинстве крещения.
Прочитав множество метрических записей, сделанных дьяком или священником приходской церкви, задумываешься: а мог ли крестить еще кто-то кроме священника?
Церковные правила
«Крестить младенца в случае острой необходимости мог любой христианин, соблюдая правила крещения (нужные слова и тройное погружение).
Церковные правила гласят:
Право совершать Таинство Крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением.
Для Крещения собственного ребенка, согласно Номоканону, священнику следует пригласить другого священника, но в крайнем случае он может и сам крестить свое дитя.
Однако опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной.
Мирянин, взявший на себя по нужде совершение Таинства Крещения, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет в важности этого Таинства.
Он должен правильно произнести: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение).
Как регистрировалось такое крещение
Крещенный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, проведя опрос о совершении таинства, лишь довершает Крещение и совершает Миропомазание.
Священник должен совершить Таинства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию, если:
- Крещение совершено не по правилам (не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершительной формулой).
- Человек, совершивший Крещение, неверующий, некрещеный или иноверец (мусульманин, иудаист, буддист).
Повторное крещение
Священнику следует крестить человека, если нет возможности проверить факт крещения. Второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому.
Так же следует поступать, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство.
Крещение повитухой
О крещение кем-то кроме священника я только читала.
Представьте мое удивление, когда в одной метрической книге я встретила сразу 3 необычных записи! В январе и дважды в марте младенцев крестила повивальная бабка.
Вот пример такого примечания к метрической записи о рождении Михаила Головина 10 марта 1914 года. Указано, что крещение младенца произведено повивальной бабкой.
Кто такая повитуха?
Повитуха, повивальная бабка — женщина, которая помогала женщине в родах, а затем обмывала младенца и присматривала за ним несколько дней после рождения.
В ее обязанности входило перерезать пуповину, а затем обмыть младенца.
В разных регионах Российского государства существовали свои традиции. Например, в центральной части России перерезать пуповину у мальчика было необходимо на дубовой доске или топорище, а девочке на ольховой доске или веретене. Поверье предполагало, что мальчик будет отличным мастером, а девочка превосходной рукодельницей.
Повитуха перевязывала пуповину льняной ниткой, переплетенной с несколькими волосками родителей.
Записи о таинстве крещения повитухой
Омыванием новорожденного младенца тоже занималась повивальная бабка. Если она понимала, что ребенок слишком слабый, то повитуха могла совершить таинство крещения самостоятельно, трижды окунув его в воду и дав имя.
В метрической книге есть записи, где указано, что обряд крещения был совершен повивальной бабкой, а в одной записи даже указан адрес проживания этой женщины.
Таким образом, в случае необходимости повитуха могла самостоятельно окрестить младенца.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Где искать подробности жизни предков? Генеалогические источники информации
Программа для генеалогического древа