Документы по личному составу

Документы по личному составу помогут составить подробную родословную. Получить личное дело родственника можно по месту его работы. Образец в статье.
Документы по личному составу

Документы по личному составу – важнейший генеалогический источник, из которого можно узнать подробности жизни вашего предка и дополнить ими родословную книгу.

Какие существуют документы по личному составу

До революции

Информация о ваших предках может храниться в следующих видах документов.

  1. На каждого сотрудника (речь идет о городском населении) заводилось личное дело при трудоустройстве.
  2. Зарплатные ведомости, книги расчетов с мастеровыми (велись на заводах), лицевые счета.
  3. Приказы по предприятию, в том числе о приеме на работу, награждению, переводу, увольнению.
  4. Разные списки (например, пожертвования на вооружении армии в период войн, на строительство храма, на содержание семей погибших при чрезвычайных ситуациях и т.д.)
  5. Долговые расписки, когда предприятие давало работнику ссуду на строительство дома или иные нужды.
Архивная справка со сведениями из книги учета личных счетов мастеровых Златоустовского завода 1815 год
Архивная справка со сведениями из книги учета личных счетов мастеровых Златоустовского завода 1815 год

Женские документы по личному составу

Отличительная особенность дореволюционных документов — оформление только на мужчин.

Женщины упоминались только в качестве жен и дочерей, когда требовалось указать состав семьи.

Были и другие случаи.

  • Документы о получении пенсии или выплаты за умершего мужа (справка в личном деле умершего супруга, приказ по предприятию)
  • При поступлении на учебу в гимназию (личное дело гимназиста, приказ и распоряжения по учебному заведению).
  • Желтый билет. Выдавался девушкам, жившим в публичных домах. Он заменял паспорт и медицинскую книжку, кроме того являлся разрешением на работу.
Свидетельство об окончании курсов учения в Беличанском одноклассном начальном народном училище в 1913 году (женские курсы)
Свидетельство об окончании курсов учения в Беличанском одноклассном начальном народном училище в 1913 году (женские курсы)

Читайте интересные семейные истории на канале Яндекс Дзен

Документы по личному составу после революции

После революции в отношении женщин ситуация изменилась. Причина тому – массовая гибель мужчин во время боевых действий.

Женщины тоже стали устраиваться на работу, а потому на них стали массово заводиться анкеты, личные дела и прочее.

Списки работников и членов партии

Список участников съезда членов партии 1927 года, указаны подробные личные сведения.   Документы по личному составу
Список участников съезда членов партии 1927 года, указаны подробные личные сведения. Документы по личному составу

В списке участников съезда членов партии 1927 года, указаны следующие личные сведения.

  • ФИО,
  • Пол,
  • год рождения,
  • социальное положение,
  • Национальность,
  • Союзный стаж,
  • Партийный стаж,
  • Стаж активной работы,
  • Масштаб союзной работы,
  • В который раз выбирается в состав этого комитета,
  • Где и в качестве кого работал до этого съезда,
  • Где и в качестве кого работает в данный момент,

Личное дело

Как и в наши дни, на каждого сотрудника заводилось личное дело с основными сведениями. Работодателю было важно знать всю подноготную работника, чтобы не иметь проблем с законом.

  1. Основную биографическую информацию (ФИО, возраст или дату рождения, место рождения и фактический адрес проживания, национальность и гражданство)
  2. Состав семьи, где обычно указан возраст всех членов семьи, указано количество иждивенцев.
  3. Послужной список (места и сроки работы, награды, взыскания).
  4. Военная служба, боевые награды, ранения. Указывались боевые операции, в которых человек принимал участие.
  5. Один из разделов послереволюционной анкеты 20-х годов: служба в царской, белой, красной, зеленой армии, участие в революционных действиях.
  6. Основные документы человека: метрические выписки о рождении, бракосочетании, прошения о поступлении на службу, переводе, отпуске, увольнении. Аттестат об образовании.
  7. Автобиография.
  8. Характеристика на работника.
Список комсомольцев-активистов Новгородского уездной партийной организации. Указаны не только анкетные биографические данные, но и характеристика. Документы по личному составу
Список комсомольцев-активистов Новгородского уездной партийной организации. Указаны не только анкетные биографические данные, но и характеристика.

Анкеты ответственных работников

Анкеты ответственных партийных работников заводились на каждого сотрудника в советский период. Она немного отличалась от анкеты кандидата в члена партии раннего периода (читать подробнее).

 Анкета ответственного работника из личного дела Донова Константина Николаевича, 1920 год . Документы по личному составу
Анкета ответственного работника из личного дела Донова Константина Николаевича, 1920 год . Документы по личному составу

Какие сведения можно узнать из этой анкеты

  • Фамилия, имя отчество.
  • Возраст.
  • Основная профессия.
  • Состав семьи.
  • Национальность.
  • Время вступления в Российскую коммунистическую партию (Большевиков)

Читайте также: Партийная перепись: Российской коммунистической партии (Большевиков) 1922 – 1924 гг.

Достоверность сведений из анкеты

В 1920-х годах, когда только вводились анкеты, сотрудники довольно честно указывали свое сословное происхождение, род занятий родителей и службу в армии.

 Анкета ответственного работника из личного дела Донова Константина Николаевича, 1920 год . Документы по личному составу
Анкета ответственного работника из личного дела Донова Константина Николаевича, 1920 год . Документы по личному составу

После 1930 года информацию в анкету вносят сдержано и очень осторожно. Указать, что отец был почетным гражданином, потомственным дворянином или хотя бы имел торговую лавку было равносильно приговору. Поэтому писали что-то вроде «из рабочих» или «крестьянин», что являлось правдой, но договаривалось лишнего.

Как запросить личное дело на работе родственника

  1. Прежде чем составлять запрос, нужно узнать где и в какие годы работал ваш родственник.
  2. Узнав название организации, проверяем: существует она сейчас или нет.
  3. Архивные личные дела могут храниться в организации или в городском (районном, региональном) архиве, в зависимости от размеров организации.

Работа вашего родственника всё еще существует. Самое простое – позвонить в отдел кадров и спросить про сохранность личного дела. Не забудьте уточнить, что вам нужна эта информация для семейного пользования и написания книги о человеке.

Предприятие реорганизовано или закрыто. Его документы передаются в архив ближайшего населенного пункта. Там и стоит спрашивать (посмотреть на сайте или написать запрос бумажным письмом или по электронной почте).

Проверьте опись фондов на сайте архива, там будут указаны названия организаций, чьи документы находятся в архиве.

На официальный письменный запрос архив ответит в течение 30 дней.

Образец заявления, чтобы получить личное дело родственника

Шапка заявления

  • Директору ООО «СЗ»
  • Адрес организации
  • Телефон
  • Email
  • ФИО заявителя
  • Паспортные данные (без них могут не ответить)
  • Домашний адрес с индексом.
  • Контактный телефон 
  • Email

«Запрос о предоставлении копий документов«

Краткая информация о родственнике

Моя бабушка, Иванова (в девичестве Петрова) Александра Николаевна (1938г.р.), и мой дед, Иванов Иван Иванович (1938г.р.), работали на Заводе (полное название завода или предприятия) г.В, предположительно, в 1959-1961гг. Должности и точное место их работы мне не известно. (место работы известно из сохранившихся старых писем от сестры Иванова И.И., поэтому даты являются лишь предположением).

Цель вашего запроса

Я занимаюсь составлением родословной, к Вам обращаюсь за помощью в поиске информации о моих бабушке и деде. Этот запрос направляю Вам, поскольку предполагаю, что у вас могли сохраниться личные дела бывших работников.          

Что вы хотите получить

На основании изложенного, прошу Вас предоставить сохранившиеся копии документов из личного дела моих бабушки и деда. Особо интересуют документы, содержащие автобиографические сведения (например, анкеты), документы, подтверждающие причину увольнения.

А также рукописные документы, составленные Александрой Николаевной и Иваном Ивановичем (в частности различные заявления). В случае отсутствия личных дел в архиве завода, прошу сообщить, где мне следует искать документы или дать ответ с указанием причин утраты документов.

Куда направить ответ

Я готова нести разумные расходы на изготовление копий из личных дел Ивановых.

Ответ и копии документов прошу направить по электронной почте (указать свою почту) или по почтовому адресу (указать свой адрес) в течение месяца с момента получения запроса. Контактный телефон (указать свой телефон)

С уважением, ФИО заявителя

дата    

О документах, подтверждающих родство можно прочесть в статье.

Ответ на запрос о личном деле

Ответ на запрос должен прийти в течение месяца. Позвоните в организацию и узнайте, что произошло с запросом, если ответ не пришел. Напоминайте о себе сотрудникам предприятия.

 Архивная справка со сведениями из книги учета личных счетов мастеровых Златоустовского завода 1850, 1856 годы
Архивная справка со сведениями из книги учета личных счетов мастеровых Златоустовского завода 1850, 1856 годы

Чаще всего сотрудники отдела кадров идут на встречу и высылают в ответном письме копии сохранившихся документов из личного дела.

Архив обязан ответить в течение 30 дней на запрос. В зависимости от периода, в который работал ваш родственник, а также от уровня секретности организации, архив или предприятие могут попросить подтверждение вашего родства.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Регистрационная карточка активных партийных работников

О таинстве крещения: кто мог крестить кроме священника?

Онлайн поиск в архивах

Как оформить генеалогическое исследование и поиски родословной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 6
  1. Cameron

    Your style is very unique in comparison to other folks I’ve read stuff from.

    Thanks for posting when you have the opportunity, Guess
    I will just bookmark this web site.

  2. Юлия

    Спасибо за подробный текст запроса, очень помогли!

  3. Анна

    Добрый день! Подскажите, какие основания для отказа в выдачи копий личного дела, могут быть у организации? Вся цепочка родства от моего мужа до его прадедушки собрана, подтверждена копиями имеющихся данных и полученных справок ЗАГС. По месту учебы и работы прадедушки (аэрокосмический университет и аэрокосмический техникум) в архиве грубят и отказываются назвать причину, в электронном ответе звучит фраза «сообщаем, что в прилагаемых к заявлению документах отсутствует документы,
    подтверждающие Ваши полномочия и степень родства.
    Ответы на запросы в архив университета о предках не относятся к основной деятельности университета.» Что с этим делать и как это обжаловать?

    1. Юлия (автор)

      Вы же от имени своего мужа запрос отправляете? Если от вашего имени — то вы действительно не родственник.
      Если воспользоваться Гуглом, то по первой же ссылке ответ на ваш вопрос: «Обязанность выдавать родственникам работника документы, связанные с работой в порядке ст. 62 ТК РФ, предусмотрена. Это следует из положений статей 62, 84.1, 141 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, установлено, что в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных (в том числе передачу таких данных) дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (ч. 7 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Наследниками по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч. 1 ст. 1142 ГК РФ). Кроме того, определено, что письменное обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ). Основываясь на данных фактах, рекомендуется выдать родственникам работника, если лицо является наследником работника, требуемые ими документы, связанные с трудовой деятельностью работника. При этом, выдать такие документы следует в течение 30 дней со дня поступления от родственника сотрудника соответствующего запроса. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист». Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных 7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни».»
      Источник: https://www.law.ru/question/68682-vydacha-kopii-dokumentov-iz-lichnogo-dela
      Поскольку речь идет о прадедушке, то как вариант, попробуйте направить запрос от более близкого к пра родственника (деда или отца вашего мужа, если они еще живы)

  4. Екатерина

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста по получению личного дела по бабушке. Я значит выписала из трудовой книжки бабушки места работы, пошла на сайт alertino, нашла именно где хранятся личные дела по определеной организации. Написала запрос в этот архив, указав фонд и опись с данного сайта. На след день они позвонили и пригласили ознакомится. Ну думаю щас я все узнаю. А не тут то было, выдают мне личную карточку на бабушку по организациям где она работала. Спрашиваю А почему не личное дело, говорят таких нет. Это как? Или я что-то неправильно сделала? Организации давно ликвидированы и на этом сайте указано где хранится именно личное дело

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: