Семейная форма образования в России. История вопроса.

Семейная форма образования в России имеет долгую историю, являясь основой традиционного воспитания. История семейного образования в семьях дворян и крестьян
Семейная форма образования в России. История вопроса.

Семейная форма образования в России являлась основной на протяжении всей истории государства. Семейное образование базировалось на принципах передачи опыта от старшего поколения к младшему, на поддержании семейных традиций. Объединенные общим делом родители воспитывали и одновременно обучали своих детей. Основанный на народной мудрости, являющийся частью быта этот процесс являлся естественным.

Воспитание в крестьянских семьях

В крестьянских семьях естественный процесс воспитания и обучения детей заключался к приобщению к труду. Наблюдая за взрослыми, ребенок привыкал к семейному укладу, начинал понимать принципы отношений и иерархию. Дети вносили свой вклад в семью, выполняя простые обязанности. Затем задания все больше усложнялись.

С появлением церковно-приходских школ крестьяне смогли обучиться грамоте и письму. Часто родители не имели возможности отправлять на учебу всех детей. Поэтому старшие грамотные дети сами учили младших братьев и сестер.

Семейное образование аристократии

Еще со времен Киевской Руси в боярских, дворянских и купеческих семьях заботились о воспитании наследников. К детям с малых лет приставляли дядьку-наставника, который занимался обучением ребенка. Имея финансовую возможность, родители приглашали в дом педагогов, которые учили будущих дворян наукам, языкам и хорошим манерам.

Семейная форма образования на Руси, обучение грамоте боярских и дворянских детей.
Семейная форма образования на Руси, обучение грамоте боярских и дворянских детей.

В 17 веке были учреждены учебные заведения, в которые зачислялись дворянские дети. Их учеба была приравнена к государственной службе и являлась обязательной. Причина этого явления – низкий уровень образования. Заставляя дворян обучаться в гимназиях и военных корпусах, правительство хотело получить новое образованное и патриотически воспитанное поколение будущих управленцев и военачальников.

Семейная форма обучения в Российской империи 18 -19 вв.

Большинство семей продолжали придерживаться традиции домашнего образования в 18 – 19 веках. Причин тому несколько:

  • поместья дворян часто находились в отдалении от городов.
  • оплата за частные образовательные учреждения была довольно высокой, в сравнении с оплатой педагогов.
  • забота о социальном окружении ребенка. Не все родители допускали общение наследников с другими сословиями, которые тоже имели право обучаться в учебных заведениях.
  • семейное образование позволяло молодому человеку усвоить программу быстрее, а остальное время посвятить продвижению по службе и получению чинов.

При этом родители считали, что уровень семейного образования, который они могут обеспечить детям гораздо выше, чем в учебных заведениях.

Домашнее образование дворянских детей
Домашнее образование дворянских детей

С другой стороны, не смотря на все плюсы семейного обучения 18-19 вв., литературные произведения того времени (например, Фонвизина, Пушкина) показывают результаты домашнего образования не в лучшем свете.  

1834 год «Положение о домашних наставниках и учителях»

В 1834 году были предприняты попытки привести всё образование к одному знаменателю. Были установлены требования к педагогам и наставникам, участвующим в процессе домашнего образования.

Согласно этим требованиям, домашние учителя являлись только христианами и российскими подданными. Иностранные учителя должны обязательно иметь аттестат российского университета. Тогда же появилось разделение воспитания и образования: гувернер и наставник выполняли разные функции.

Изменились и требования к учебной литературе: ее должна была одобрить цензура.

Гувернантка в 18-19 вв. Семейное обучение детей высшего сословия
Гувернантка в 18-19 вв. Семейное обучение детей высшего сословия

Семейная форма образования мальчиков

Для семейного образования всегда было характерно разделение на мужское и женское. Считалось, что ребенку необходимо давать знания, которые он сможет применять в жизни.

Дворяне

В дворянских семьях мальчиков обучали точным наукам, военному делу. Еще они получали сведения об основах строительства и проектирования зданий. Поскольку со временем имению и усадьбе требовались реконструкция и перепланировка.

Крестьяне

Мальчиков в крестьянских семьях с 5 лет начинали учить ремеслам. Сначала они просто наблюдали за работой отца и деда. Затем брали инструмент и мастерили деревянные игрушки, учились плести лапти. С 9 лет начиналось обучение езде на лошади, объяснялись принципы работы сохой и топором. С 13 лет мальчики уже становились полноценными работниками в поле. В 16 лет любой юноша умел плести лапти, заготавливать сено и дрова, владел ремеслом.

Крестьянская семья с детьми. Семейная форма образования в России.
Крестьянская семья с детьми

Семейное образование девочек

Семейное образование для девочек что в дворянских, что в крестьянских семьях было направлено на рукоделие и домашнее хозяйство. Они обучались шитью и вышивке, готовили себе приданное.

Для девочек из дворянских семей характерно было изучение иностранных языков и чтения. Много времени посвящалось обучению этикета и развитию хорошего вкуса.

19 – 20 век

Эти тенденции в домашнем образовании сохранялись на рубеже 19 — 20 веков. В то же время, подросший уровень среднего образования изменил взгляды родителей на семейное образование.

Свидетельство. Минский Уездный Училищный совет сим удостоверяет, что дочь мещанина Хава Абрамова Грингауз, родившаяся 28 ноября 1902 года, вероиспоедания иудейского, успешно закончила в 1913 году курс учения в 3 минском женском приходском училище. Выдано 5 сентября 1913 года.
Свидетельство. Минский Уездный Училищный совет сим удостоверяет, что дочь мещанина Хава Абрамова Грингауз, родившаяся 28 ноября 1902 года, вероиспоедания иудейского, успешно закончила в 1913 году курс учения в 3 минском женском приходском училище. Выдано 5 сентября 1913 года.

Домашнее образование постепенно превратилось в начальную ступень обучения. Подросших детей старались определить в учебное заведение. Появлялось все больше гимназий, высших и военных учебных заведений.

Семейное образование сегодня

Сегодня родители, основываясь на собственных взглядах и склонностях ребенка, могут выбрать семейную форму образования. Благодаря большому количеству информации и платформ, которые специализируются на поддержке семейного обучения, качество такого образования находится на высоком уровне.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Быт крестьян

Справка из ПФР о состоянии лицевого счета для родословной

Документы по личному составу

Нина Ивановна. История счастливой женщины

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: