Семейная форма образования в России являлась основной на протяжении всей истории государства. Семейное образование базировалось на принципах передачи опыта от старшего поколения к младшему, на поддержании семейных традиций. Объединенные общим делом родители воспитывали и одновременно обучали своих детей. Основанный на народной мудрости, являющийся частью быта этот процесс являлся естественным.
Воспитание в крестьянских семьях
В крестьянских семьях естественный процесс воспитания и обучения детей заключался к приобщению к труду. Наблюдая за взрослыми, ребенок привыкал к семейному укладу, начинал понимать принципы отношений и иерархию. Дети вносили свой вклад в семью, выполняя простые обязанности. Затем задания все больше усложнялись.
С появлением церковно-приходских школ крестьяне смогли обучиться грамоте и письму. Часто родители не имели возможности отправлять на учебу всех детей. Поэтому старшие грамотные дети сами учили младших братьев и сестер.
Семейное образование аристократии
Еще со времен Киевской Руси в боярских, дворянских и купеческих семьях заботились о воспитании наследников. К детям с малых лет приставляли дядьку-наставника, который занимался обучением ребенка. Имея финансовую возможность, родители приглашали в дом педагогов, которые учили будущих дворян наукам, языкам и хорошим манерам.
В 17 веке были учреждены учебные заведения, в которые зачислялись дворянские дети. Их учеба была приравнена к государственной службе и являлась обязательной. Причина этого явления – низкий уровень образования. Заставляя дворян обучаться в гимназиях и военных корпусах, правительство хотело получить новое образованное и патриотически воспитанное поколение будущих управленцев и военачальников.
Семейная форма обучения в Российской империи 18 -19 вв.
Большинство семей продолжали придерживаться традиции домашнего образования в 18 – 19 веках. Причин тому несколько:
- поместья дворян часто находились в отдалении от городов.
- оплата за частные образовательные учреждения была довольно высокой, в сравнении с оплатой педагогов.
- забота о социальном окружении ребенка. Не все родители допускали общение наследников с другими сословиями, которые тоже имели право обучаться в учебных заведениях.
- семейное образование позволяло молодому человеку усвоить программу быстрее, а остальное время посвятить продвижению по службе и получению чинов.
При этом родители считали, что уровень семейного образования, который они могут обеспечить детям гораздо выше, чем в учебных заведениях.
С другой стороны, не смотря на все плюсы семейного обучения 18-19 вв., литературные произведения того времени (например, Фонвизина, Пушкина) показывают результаты домашнего образования не в лучшем свете.
1834 год «Положение о домашних наставниках и учителях»
В 1834 году были предприняты попытки привести всё образование к одному знаменателю. Были установлены требования к педагогам и наставникам, участвующим в процессе домашнего образования.
Согласно этим требованиям, домашние учителя являлись только христианами и российскими подданными. Иностранные учителя должны обязательно иметь аттестат российского университета. Тогда же появилось разделение воспитания и образования: гувернер и наставник выполняли разные функции.
Изменились и требования к учебной литературе: ее должна была одобрить цензура.
Семейная форма образования мальчиков
Для семейного образования всегда было характерно разделение на мужское и женское. Считалось, что ребенку необходимо давать знания, которые он сможет применять в жизни.
Дворяне
В дворянских семьях мальчиков обучали точным наукам, военному делу. Еще они получали сведения об основах строительства и проектирования зданий. Поскольку со временем имению и усадьбе требовались реконструкция и перепланировка.
Крестьяне
Мальчиков в крестьянских семьях с 5 лет начинали учить ремеслам. Сначала они просто наблюдали за работой отца и деда. Затем брали инструмент и мастерили деревянные игрушки, учились плести лапти. С 9 лет начиналось обучение езде на лошади, объяснялись принципы работы сохой и топором. С 13 лет мальчики уже становились полноценными работниками в поле. В 16 лет любой юноша умел плести лапти, заготавливать сено и дрова, владел ремеслом.
Семейное образование девочек
Семейное образование для девочек что в дворянских, что в крестьянских семьях было направлено на рукоделие и домашнее хозяйство. Они обучались шитью и вышивке, готовили себе приданное.
Для девочек из дворянских семей характерно было изучение иностранных языков и чтения. Много времени посвящалось обучению этикета и развитию хорошего вкуса.
19 – 20 век
Эти тенденции в домашнем образовании сохранялись на рубеже 19 — 20 веков. В то же время, подросший уровень среднего образования изменил взгляды родителей на семейное образование.
Домашнее образование постепенно превратилось в начальную ступень обучения. Подросших детей старались определить в учебное заведение. Появлялось все больше гимназий, высших и военных учебных заведений.
Семейное образование сегодня
Сегодня родители, основываясь на собственных взглядах и склонностях ребенка, могут выбрать семейную форму образования. Благодаря большому количеству информации и платформ, которые специализируются на поддержке семейного обучения, качество такого образования находится на высоком уровне.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии: