Необходимость ведения качественного учета населения возникла очень давно и была обусловлена требованием правильно взимать оброк с податных слоев населения. Для этой цели проводилась перепись всего населения, а по итогу составлялись ревизские сказки.
В 16 — 17 веках в Российском государстве проводились, так называемые, «дозоры». По результатам подворного опроса составлялись переписные дозорные книги.
В этих дозорных книгах записывались только мужчины. Для мальчиков указывались имена и возраст, у мужчин – женат или нет.
Дозорные книги
Дозорные книги охватывают следующие периоды: 1615, 1623-1624, 1646 (о вновь поставленных дворах), 1671 (о выбывших), 1678, 1709-1710.
В некоторых районах перепись проводилась по «старым порядкам», поэтому дважды описаны одни и те же территории с небольшими отличиями.
В переписи населения 1710 года:
- перечислялись все жители с указанием возраста,
- приписывались года смерти для умерших,
- указано место рождения переселенцев,
- для пустых дворовых мест указывалась судьба владельца (умер, сбежал, переселился, забран на военную службу)
Перепись оцифрована и легко ищется в интернете.
Дозорная книга 1709 года отличается от дозорной книги 1710 года: подробностями о строениях, званиях старых полков солдат, женщины в ней не указаны.
Ревизии
С переходом с подворного на подушное налогообложение было принято решение о проведении регулярной переписи населения с целью уточнения сведений.
Всего в Российской империи было проведено 10 ревизий.
- 1719-1722,
- 1744-1748,
- 1763-1767,
- 1782,
- 1795,
- 1811,
- 1816,
- 1834,
- 1850,
- 1858.
Такой большой разброс по годам объясняется тем, что в ряде территорий ревизии составляли долго, порой 3-4 года. Затем всё подсчитывали, сводили в итоговые ведомости, сдавали в губернские или уездные канцелярии.
В промежутках ревизские сказки уточняли. Поэтому часто можно встретить, запись о человеке «приписанного из утаенных в прошлую ревизию».
То же касается и умерших, и отданных в рекруты между ревизиями. Их считали наличными, требовалось платить налоги. После новой ревизии вносили изменения, и налог за отсутствующих не взимался. (Об этом как раз в и повествует Гоголь в своем произведении «Мертвые души»)
Сведения из ревизской сказки
О мужчинах
В ревизской сказке обязательно указывались:
- данные домовладельца.
- его домашние, с указанием возраста и родственного отношения к домовладельцу
- Год смерти
- В каком году отдан в рекруты
- Для переселенцев указывалось место откуда или куда, год переселения и имелось ли разрешение от мирского начальника или Канцелярии. Данные сведения позволяют отследить переселение предков.
Ревизские сказки интересны исследователю родословной тем, что на с их помощью легко просмотреть всю историю семьи за 150 лет.
О женщинах
Женщин записывали в ревизские сказки, за исключением 1, 2 и 6 ревизий. Девичья фамилия и место рождения указаны в ревизских сказках 1763 г. и 1795 г.
Как читать ревизские сказки и искать в них предков читайте в статье
Про кого писали ревизские сказки
Были слои населения, освобожденные от уплаты налогов. Поэтому в ревизские сказки не попали:
- потомственные и личные дворяне,
- купцы первой гильдии,
- именитые люди,
- почетные граждане.
В деревнях податным населением являлись крестьяне (черносошные, монастырские, удельные, архиерейские, ясачные, приписные заводов). (Читать подробнее о категориях крестьян)
В городах: однодворцы, ремесленники, мещане, рабочие, посадские, сельские обыватели, купцы и т. д.
Составляли сказки в деревне со слов старосты, в городах назначали кого-то из городского управления.
Помещичьих крестьян переписывали управляющие. В первую ревизию «гулящие люди» были приписаны к тем помещикам, на чьей территории их застала перепись. Это увеличило количество помещичьих крестьян.
Отдельные ревизские сказки
Солдат и солдатских детей (кантонистов), крестьян, содержащих ландмилицию, священнослужителей и их семьи писали отдельными ревизскими сказками.
Крестьяне разделялись на оброчных и тяглых.
Могли быть отдельные сказки по архиерейским, монастырским крестьянам, бобылям, прочим разночинцам и однодворцам.
Позднее появились сказки о мещанах и приписанных в мещане.
Заводские крестьяне, мастеровые и непременные работники заводов писались в отдельные ревизские сказки. Для них указывалась информация в каком году и откуда переведен на завод.
Где искать ревизские сказки
Архивы
Первые три ревизии и дозорные книги хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов).
Все последующие ревизские сказки находятся на хранении в региональных архивах, многие оцифрованы и доступны через интернет или в электронном виде в читальном зале архива.
Начинаются поиски с 10 ревизии, для этого необходимо знать место жительства ваших предков в 1858 году. (Определить приход помогут клировые ведомости)
После изучения 10 ревизии можно будет двигаться вглубь веков.
Библиотека
В библиотеках тоже есть оцифрованные источники генеалогической информации.
В Президентской библиотеке https://www.prlib.ru можно найти ревизские сказки, списки населения, купчие помещиков и многое другое. Ознакомится с делами можно без регистрации.
Музей
Поскольку документы учета населения велись в нескольких экземплярах, то некоторые из них попали в музей. Например, на сайте Кировского краеведческого музея находятся метрические книги.
В других региональных и городских музеях могут быть фрагменты или копии ревизских сказок отдельных уездов или населенных пунктов.
Ревизские сказки не сохранились
Так бывает, что ревизские сказки не сохранились за определенный год, а без них восполнить пробел не удается. В этом случае могут помочь другие важные для родословной генеалогические документы Исповедные росписи и Метрические книги (о них можно прочитать в моих статьях).
Вам будут интересны и другие мои статьи по генеалогии:
Приемыши и принятые во двор в России в 19 веке
Юлия Новожилова, спасибо Вам ОГРОМНОЕ за опубликованную подборку метериалов по теме Ревизские сказки и дозорные книги Российской империи
Юлия, большое спасибо за материалы по ревизским сказкам! Я ищу предков своих и моей жены. По моей линии получил уже сведения из архивов до 1750-х годов (метрические книги, ревизские сказки). А по линии жены пока плохо. Она татарка, а метрические книги по мечети за нужные нам года (1909, 1911) нет в архиве Челябинской области. Хочу Вас спросить. Сведения о мусульманах записывались в ревизские сказки и в метрические книги (обычные, которые велись на русском языке) или нет?
Вадим, я тоже хочу заняться поиском своих прапрародителей, можете поделиться с чего Вы начинали. Я по сайтам полазила, но моего поселка не нашла, хотя мой поселок основан 1756 году… Хочу заняться этим вопросом, но не могу найти с чего начать.
Здравствуйте. На этом сайте много статей, в том числе и о том, с чего начать. Либо я могу составить для вас план поисков — об этом подробнее https://yulianovozhilova.ru/consult/
Юлия, у меня вопрос про отдельные ревизские сказки по мастеровым,непременным работникам по Ижевскому заводу.По времени с 1763 по 1795 г. Откуда был переселен
мастеровой Тарас Богомолов,в 1783 г жил в заводском поселке, потом отправлен в ссылку.На портале Родная Вятка просмотрела ревизские сказки за 1764 г не нашла его.
Помогите. пожалуйста!